суббота, 17 ноября 2012 г.

Храмы, соборы и церкви  посвященные рождеству.




Церковь Рождества Христова на Песках.
                                                                        

Классицизм.
1781-1787 гг. арх. Егоров П. Е.
Когда-то на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка возвышалась знаменитая церковь Рождества Христова. Любимый и почитаемый своими прихожанами, первыми из которых были строители Петербурга XVIII века, этот православный храм подарил свое название не только десяти улицам и переулку, но и целому району города. Пески – территория, прилегающая к нынешнему Суворовскому проспекту, в честь храма именовалась Рождественской частью. Сегодня не многие из горожан, жителей Песков, что тем более обидно, знают об этой некогда известной в городе церкви, и это неудивительно. В сквере, разбитом на месте, где она стояла, уже долгие годы ничто не напоминает о ее прежнем существовании. Кругом уныние и тоска.
В 1750 г. Пески стали заселяться мастеровыми людьми. Тогда же была построена деревянная приходская церковь, освященная в 1753 г.. Во второй половине  XVIII в.  на Песках возникла слобода Канцелярии от строений домов и садов, получившая регулярную планировку. От названия храма произошли названия десяти Рождественских (ныне Советских) улиц и Рождественской части.
Приходской храм вскоре  стал мал.  18 сентября 1781 г. заложили каменный храм по проекту архитектора П. Е. Егорова. В 1787 г. храм был построен за счет казны.

Композиция церкви несколько напоминала композицию 
Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Это крестообразное в плане здание, увенчанное куполом на круглом барабане. Западный фасад подчеркнут двумя одноярусными башнями-колокольнями и небольшим ионическим портиком  входа.

6 ноября 1787 г. был освящен придел  Всех Святых,  8 ноября  1788 г. придел во имя Рождества Богородицы, а главный  придел Рождества Христова только 3 сентября 1798 г. Освящение главного придела  совершил митрополит Гавриил в присутствии императора  Павла I,  его супруги Марии Федоровны и цесаревича Александра.
Резчики канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы Ф. Д. Данилов и А. Щербаков - роспись, И. И. Бельский,  А. П. Антропов, И. М. Тонков написали  иконы.
В 1826 г. главный придел был сделан теплым. В 1850 - 1851 гг. архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. Новые иконостасы изготовили из липы  и вызолотили по эскизам профессора  Ф. Г. Солнцева. Стены расписал  П. С. Титов. Главный иконостас тоже был переделан, дополнительные образа для него написал А. Федоров.
В 1886-1887 гг.  к церкви были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт храма - работы вел архитектор И. П. Ропет
К столетию в 1898 г. интерьер храма был полностью отреставрирован.

Церковь находилась на пересечении 6-й Рождественской ул. И Рождественского (ныне Красноборского) переулка.

7 апреля 1863 г.  известным священником Александром Гумилевским при церкви было основано  первое в России приходское Христорождественское братство для оказания помощи бедным прихода. 22 октября 1896 г. братство открыло бесплатную столовую для бедных, которая действовала до 1918 г.
Дом Христо-Рождественского Александро-Иосифского братства -
6-я Советская ул., 21  (перестроено).

В 1934 г. церковь снесли. В настоящее время на месте храма сквер.


Дорога к храму, которого нет.




Восстановить церковь Рождества Христова в ее великолепии и масштабах нынче не представляется возможным. Часть территории застроена домами сталинской эпохи. Но в память о главном храме на Песках, о его первых прихожанах – строителях Петербурга, в память о достойных уважения вершинах нравственности служителей церкви можно и нужно установить символический, памятный знак – часовню. Ее строительство возвратит на свое историческое место покровительницу Песков местночтимую до революции икону Рождества, которой по обычаю молились о помощи при родах и воспитании детей.

Казачий  Крестовоздвиженский  собор.

На пересечении Лиговского проспекта и Обводного канала есть интересное и красивое сооружение - Крестовоздвиженский собор.

История Крестовоздвиженского собора восходит к самым первым годам существования Санкт-Петербурга.
Формально инициаторами его создания стали ямщики, которых Петр поселил на берегу Черной речки, переименованной впоследствии в Лиговую.
На самом деле Петр не особо стремился раздавать земли своей новой столицы в собственность церкви. Поэтому, чтобы получить новый надел, иногда церкви приходилось идти на хитрость. Сегодня это бы назвали чистейшей демократией, но тогда, 300 лет назад…
Царю было подано прошению ямщиков Василия Федотова и Петра Кусова с просьбой о постройке собственной, ямщицкой церкви. На самом деле эта петиция была инициирована указанием архимандрита Феодосия.
Петр не отказал, так в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Еще через год церковь была освящена иеромонахом Валаамом, наместником Александро-Невского монастыря. Храм представляет собой характерную для времен Петра Первого постройку.
 Вытянутое строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Колокольню при соборе возвели несколькими годами позже. В 1723 году появилось многоярусное деревянное здание колокольни с четырьмя 19-пудовыми колоколами. Взяли их с пушечного двора и буквально спасли от уничтожения.
 К 1730 году возле церкви, по приказу Петра Первого, образовалось кладбище для жителей Московской стороны. То есть, храм в этом месте должен был стоять непременно, но в том же 1730 году церковь Рождества Иоанна Предтечи выгорела полностью.
Не сохранился ни один предмет утвари. Необходимость в церкви была настолько велика, что новую начали строить незамедлительно. Новый храм был также выстроен во имя Иоанна Предтечи, с приделом Николая Чудотворца.
 Церковь просто купили и перевезли на место старой, а 25 февраля 1731 года
 ее освятил протопоп собора Петра и Павла. Новый храм был также совсем небольшим. Высокая кровля была увенчана небольшой главкой.
Так как церковь была возведена наспех, из старого материала, и место, на котором ее установили, было сырым, просуществовал храм очень недолго. Уже в 1740 году храм пришел в такое плачевное состояние, что прихожане опасались присутствовать в нем на богослужениях.
Тогда они обратились к Синоду с просьбой о возведении нового, каменного храма. Новую церковь решено было строить во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мотивировалось это тем, что до сих пор такой церкви в городе не было.
Теперь храму предстояло стать трехпрестольным.
Кроме престола, посвященного Рождеству Иоанну Предтечи, появился еще один, Святому Николаю Чудотворцу.
В 1794 году главный алтарь церкви освятили. Новый каменный храм был построен немного в стороне от прежнего. Старая деревянная церковь была разобрана в 1756 году. А на ее месте в 1764 году было решено строить теплый храм во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы.
Следует отметить, что прихожане храма, построенного в 1740 году, терпели серьезные неудобства в связи с тем, что он был холодным.
В 1758 году Главный придел новой Тихвинской церкви был освящен. В плане новая церковь очень сильно напоминала Крестовоздвиженскую. В 1804 году спроектировали еще и колокольню.
В 1844 году приделы Крестовоздвиженской церкви перенесли в Тихвинскую и освящены. А старую церковь решено было заменить на новую. Началось строительство нового храма в 1848 году очень быстрыми темпами.
К 1853 году уже была выстроена новая Крестовоздвиженская церковь, которая сохранилась до наших дней. Старый храм начали разбирать одновременно со строительством нового.

До 1939 года церковь действовала, в ней постоянно совершались богослужения, пока новые власти ее не закрыли.
В 40-х годах ее подвергли перепланировке, а в годы войны очень сильно пострадала от артобстрелов. В 1947 году в здании храма разместились реставрационные мастерские.

Сейчас храм вновь передан церкви, а точнее – казачьему приходу Санкт-петербурга. Поэтому сегодня церковь называется Казачий Крестовоздвиженский собор.

    





Эти колокола должны были быть переплавлены в пушки.



Церковь Рождества Богородицы.
или
Казанский кафедральный собор.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена икона Казанской Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774г.2 августа. С.-Петербург"


Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге.


 История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг.
Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным  свидетельством этому является нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутренними и внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины  XIX в.







Грибоедова канала набережная.

После того, как 20 августа 1739 года императрицей Анной Иоанновной был подписан высочайший указ о названии проездов в этой части Санкт-Петербурга, длинную набережную Екатерининского канала разделили на шесть участков. Правую сторону между Мойкой и нынешней Гороховой улицей по имени церкви Рождества Богородицы, которая располагалась на месте, где сейчас стоит Казанский собор, назвали Рожественской Набережной улицей. Понятие «набережная» тогда в обиход еще не вошло, поэтому «набережная улица», т. е. «улица, проходящая по берегу», а «рождественский» было принято писать без буквы «д».


ЦЕРКОВЬ  РОЖДЕСТВА  ХРИСТОВА НА СРЕДНЕЙ  РОГАТКЕ.


Средняя Рогатка — исторический район на юге Санкт - Петербурга (между станциями метро "Московская" и "Звездная").
Средняя Рогатка получил своё название от того, что тут находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка с караульными.
Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.

Сооружение Рождественского храма было решено приурочить к двухтысячелетию Рождества Христова. Это самый многокупольный храм Санкт-Петербурга. Храм Рождества Христова на Средней Рогатке - единственный в Северной столице храм, посвященный пришествию Христа.
До революции в Санкт-Петербурге было восемь церквей с таким названием, но, к сожалению, ни одна из них не сохранилась.
Во время строительства храма кирпичи на стены поднимались вручную. Как говорил староста церкви прп. Сергия Радонежского, организатор создания храмового комплекса на Средней Рогатке Юрий Григорьевич Корытченков, техника очень дорога, зато каждого кирпичика касается тепло человеческой руки.
Закладка храма состоялась 11 октября 1999 года в праздник преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, настоятелем прихода протоиереем Адрианом Должиковым в присутствии губернатора С.-Петербурга В. Яковлева и большого количества горожан. Строительство храма ведется до сих пор. Избранный для Христорождественского храма проект выполнен в неорусском стиле архитектором А. М. Лебедевым из мастерской И. П. Любаровой. По количеству куполов (их - 17) Рождественский храм не имеет себе равных в Петербурге.








1 комментарий: