вторник, 18 декабря 2012 г.

Литературные произведения про Рождество

3 комментария:

  1. как отмечал раждество на руси - Рождество Христово по праву считается одним из главных христианских праздников. Традиции празднования Рождества передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью культуры каждого народа.

    Например, на Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке. Канун Рождества, так называемый рождественский Сочельник, отмечали тихо и скромно, зато последующие дни были отмечены весельем и задором.
    Обычно в Сочельник рано утром хозяйка разжигала печь и отправлялась к колодцу за водой – в этот день она приобретала целебные свойства. Трижды перекрестившись и повернувшись к восходящему солнцу, женщины высекали огонь посредством кремня и кресала.

    В канун Рождества в печи готовились 12 постных блюд, среди которых были кутя и узвар из фруктов. Оставшуюся после рождественского огня золу использовали в различных магических обрядах.
    Для отпугивания нечистой силы супруги обходили дом с мёдом, маком и свежеиспечённым хлебом. Также по всем углам раскладывали чеснок.

    На следующий день стол ломился от изобилия блюд – традиционно наши предки готовили жареного поросёнка, запекали курицу, варили студень и колбасу, делали медовые пряники.

    Также на Рождество древние славяне любили ходить друг к другу в гости, устраивали различные беседы и, конечно же, гадания.

    ОтветитьУдалить
  2. Детскому и взрослому сердцу приятна сверкающая мишура, извлекаемая из старого чемодана, целый год таившегося где-нибудь на антресолях. Нам не запрещено доставать и открывать чемодан в другой сезон, но обычно мы так не делаем. Что же, раз у нас есть ёлочные игрушки, карнавальные маски, рождественские пироги — следует быть и рождественским книгам.
    Их родоначальником считается Чарльз Диккенс. В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей и стал публиковать их в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс объединил повести заглавием «Рождественские книги». «Рождественский гимн в прозе: Святочный рассказ с привидениями», «Колокола: Рассказ о Духах церковных часов», «Сверчок за очагом: Сказка о семейном счастье», «Битва жизни: Повесть о любви», «Одержимый, или Сделка с призраком» — все эти произведения густо населены сверхъестественными созданиями: и ангелами, и разной нечистью.
    Издавна время самых коротких дней и самых долгих ночей осознавалось как противостояние света и мрака. Если бы Диккенс и его последователи не верили, что исход борьбы Добра и Зла зависит от воли людей, рождественских историй просто не было бы.
    «Рождество, — пишет Диккенс, — это пора, когда громче, нежели в любое иное время года, говорит в нас память обо всех горестях, обидах и страданиях в окружающем нас мире <…> и, так же, как и всё, что мы сами испытали на своем веку, побуждает нас делать добро».
    «Кабы не Рождество, я бы никогда не решилась на такое, но уж коли Господь наш решился оставить среди нас, грешных, не просто малого ребёнка, а своего сына, то уж, верно, и я могу позволить, чтобы мои дети попытались спасти одного человека», — это рассуждение уже Сельма Лагерлёф вкладывает в уста хозяйки дома из новеллы «Рождественский гость».
    Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид — популярные мотивы рождественских и святочных рассказов. Традиция хорошо прижилась в русской литературе. До 1917 года к праздникам выпускались альманахи, специальные номера иллюстрированных журналов, ежегодные газеты — по словам А.П.Чехова, со «всякой святочной всячиной». Впрочем, ещё до названных повестей Диккенса появилась всем теперь известная «Ночь перед Рождеством» Гоголя и почти забытая «Ночь на Рождество Христово» К.Баранова. В самом деле, рождественские книги были вездесущими и далеко не однообразными. В них изумительно соединялись наследие стародавних быличек и христианская мораль.
    «Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

    ОтветитьУдалить
  3. Максим, молодец, что сам выполнил задание. Только вот мне бы хотелось, чтобы в следующий раз ты опубликовал свою информацию как новый пост в нашем общем блоге.

    ОтветитьУдалить